Автоматизированные системы государственных и правоохранительных органов

Факторы, определяющие процессы информатизации и внедрения автоматизированных систем в правоохранительные органы.

1 фактор. Быстрое и точное решение вопросов по укреплению законности и раскрытию преступлений (и в целом правонарушений).

2 фактор. Рациональное использование сил и средств юристов.

3 фактор. Необходимость чёткой согласованной работы большого числа взаимосвязанных объектов.

4 фактор. Повышение скорости и точности обработки значительных потоков информации.

5 фактор. Повышение качества планирования и принятия решений.

 

Автоматизированная система – это человекомашинная система, предназначенная для организации и осуществления функций управления, которые используют вычислительную технику и современные средства хранения, передачи и обработки информации.

По территориальным масштабам деятельности они подразделяются:

  • Федеральные (или общегосударственные);
  • Отраслевые;
  • Региональные;
  • Локальные или корпоративные.

Их основами деятельности являются (пять основ):

1)      Информационная основа, то есть структурированная информация, которая обрабатывается прикладными программами и хранится на внешних носителях.

2)      Организационная основа. Это место АС в системе управления и её функциональные связи.

3)      Математическая основа. Это комплекс программ, они подразделяются на общие (то есть сама операционная система, есть на каждой АС) и специальные (которые присутствуют в каждой АС и на каждой различны – прикладные программы), технические (это вычислительная система, устройство подготовки и регистрации информации и телекоммуникационная сеть).

4)      Правовая основа. Это совокупность нормативных правовых актов, которые регулируют создание и функционирование АС.

В настоящее время существуют следующие автоматизированные системы:

ГАС (Государственные АС). ГАС «Выборы», ГАС «Персона» (правоохранительные органы), ГАС «Правосудие», Единая система информационно-телекоммуникационного обеспечения (ЕСИТО) «Юстиция» (самая маленькая среди всех), Автоматизированная система информационного обеспечения (АСИО) «Прокуратура» и Единая информационно-телекоммуникационная система (ЕИТКС) ОВД (органов внутренних дел) (в ЕИТКС ОВД вошла недавно НЕВОД – налоговых органов).

ЕСИТО «Юстиция» создавалась с 1999 года. У неё следующие подсистемы:

1)      Законодательство. Существуют реестры нормативных актов муниципальных образований и регистры их уставов.

2)      Регистрация общественных и религиозных организаций.

3)      Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (перешла в Росреестр).

4)      Государственная регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности (это перешло к Миннауке).

5)      Служба судебных приставов.

6)      Подсистема федеральной службы исполнения наказания.

7)      Информационная сеть делопроизводства.

 

АСИО «Прокуратура» разрабатывается с середины 80-х годов. В ней была автоматизация 53 задач. Структура её:

  • центральная ЭВС (генпрокуратуры);
  • региональный ИВС;
  • локальные вычислительные сети (ЛВС);
  • автоматизированные рабочие места (АРМ) сотрудников органов прокуратуры.

Комплексы задач, которые выделяются в АСИО «Прокуратура»:

1)      Криминалистические учёты.

2)      Судебные экспертизы.

3)      Процессуальные документы.

4)      Надзор.

5)      Контроль исполнения документа.

6)      И ряд других.

Автоматизированные подсистемы:

  1. Кадры.
  2. Статистика.
  3. Жалоба.
  4. Автономная подсистема «Приёмная».
  5. Маттехснаб (материально-техническое снабжение).
  6. И ряд других.

 

ЕИТКС ОВД.

Была раньше АСУ МВД с 1965 года она создавалась. С конца 80-х начала 90-х годов она была преобразована в ИВС МВД (информационно-вычислительная система МВД).

ЕИТКС ОВД создаётся с 2006 года (не считая АС арбитражных судов – это самая новая система).

Подсистемы:

1)      Телекоммуникационная подсистема. Она представляет из себя интегрированную мультисервисную телекоммуникационную систему (ИМТС ОВД – она так проходит в документах МВД). Имеет четыре уровня:

  • Федеральный;
  • Региональный;
  • Административные центры субъектов РФ;
  • Районные центры субъектов РФ.

2)      Информационно-технологическая подсистема. Это автоматизированные информационные ресурсы, они бывают общего пользования и специального назначения.

Общего пользования – это оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учёты интегрированных баз данных.

Специального назначения бывают следующих видов:

  1. АПК (автоматизированные программные комплексы) двух видов – оперативно-розыскного назначения (к ним относятся антитеррор и СОВА, Сова – это оперативно-розыскная база данных криминалистической полиции).
  2. Экспертно-криминалистических учётов (это ДНК, хомоскопия, баллистика).
  3. Ведомственный сегмент ГАС, изготовление и контроля загран документов (те, которые содержат в электронной форме биометрические данные о владельцах).
  4. Федеральная информационная система обеспечения БДД (безопасности дорожного движения).
  5. АСИО органов предварительного следствия.
  6. АИС (автоматизированные информационные системы) дежурных частей, контроля миграционной обстановки и других.

3)      Третья подсистема ЕИТКС. Интеграционная подсистема. Она представляет собой инфраструктуру единого информационного пространства ОВД (ЕИП ОВД). В неё входят системообразующие компоненты:

  • Единая система ведения и распространения классификаторов информации.
  • Единая система адресования информационных ресурсов.
  • Единая система поиска и обнаружения информационных ресурсов и услуг по их обработке.
  • Система, реализующая единые стандарты обмена сообщениями между информационными ресурсами.

4)      Четвёртая и последняя подсистема ЕИТКС – это информационная безопасность. В неё входят такие функциональные подсистемы, как:

  1. Идентификация и аутентификация пользователей.
  2. Разграничение доступа пользователей.
  3. Криптографическая и антивирусная защита.
  4. Предотвращение утечки информации.
  5. И ряд других.

Автор: Просвирнин Юрий Георгиевич. Профессор кафедры уголовного процесса